Эффективные способы помочь детям с аутизмом

За последние годы специалисты в области психического здоровья добились больших успехов в понимании и лечении расстройств аутистического спектра (РАС) у детей. Однако, поскольку спектр аутизма включает в себя широкий спектр симптомов и личностных качеств, опыт родителей и учителей в оказании помощи ребенку с РАС в развитии может быть сопряжен со многими уникальными проблемами.

Несмотря на эти трудности, многие люди считают, что помощь ребенку-аутисту может стать процессом, меняющим жизнь и имеющим глубокое значение. Существует множество эффективных способов помочь детям с аутизмом; вот лишь несколько идей, как помочь ребенку с РАС освоить новые социальные и личностные навыки, и почему это может быть чрезвычайно полезным опытом для всех участников.

Составьте структурированное расписание
Как скажут вам многие родители и учителя детей с РАС, дети с аутизмом склонны мыслить в очень “жестких” терминах об окружающем их мире, и они могут впадать в депрессию, когда кажется, что в их окружении отсутствует порядок или эмоциональная регуляция. Такого рода расстройства обычно приводят к истерикам и даже агрессивному поведению со стороны ребенка.

Однако, поддерживая здоровые границы и устанавливая определенное время для пробуждения, приема пищи, занятий и отхода ко сну, родители действительно могут помочь своему ребенку чувствовать себя в безопасности. Такого рода эмоциональная безопасность может иметь большое значение для мировоззрения и поведения ребенка.

Создайте успокаивающую обстановку
У детей с аутизмом громкие звуки и яркий свет часто могут вызывать чувство сенсорной перегрузки. Дети с аутизмом, как правило, обладают замечательной способностью концентрировать свое внимание на различных ситуациях и предметах, но эта же способность также может привести к тому, что они легко почувствуют себя подавленными раздражителями в своем окружении.

Действительно, простые изменения в атмосфере дома или классной комнаты, такие как введение мягкого освещения, успокаивающих цветовых схем и установление времени для тихих игр, могут во многом помочь ребенку с РАС чувствовать себя защищенным и спокойным.

Узнайте больше об особом интересе
Для многих детей с аутизмом развитие особого интереса к определенной теме может быть чрезвычайно распространенным явлением, и родители и учителя могут многое сделать, чтобы помочь ребенку с РАС, поощряя и поддерживая его увлечение этими особыми предметами.

Например, ребенок с РАС может проявлять исключительный интерес к концепциям, связанным с компьютерами, самолетами, динозаврами или музыкой. Предоставляя игрушки, книги или занятия по этим предметам, родители и учителя могут многое сделать для создания благоприятной и вовлекающей среды для ребенка с аутизмом.

Общайтесь во время занятий
Родителям и учителям детей с РАС часто бывает трудно полностью привлечь внимание ребенка во время занятий или игр; в это время ребенок может казаться рассеянным или даже не реагировать на то, что говорят или делают другие. Однако, учитывая интересы своего ребенка, родители могут в значительной степени облегчить и укрепить двустороннее общение.

Даже небольшие совместные действия, такие как поднятие любимой игрушки или книги и передача их взад-вперед, могут значительно помочь перенаправить внимание ребенка на других людей. Совместное пение любимых песен также может помочь ребенку с РАС узнать больше о важности социального взаимодействия.

Усилить совместное внимание
Поскольку дети с аутизмом склонны сосредотачиваться на своих собственных мыслях и реакциях на раздражители, а не на действиях других, родителям и учителям иногда бывает трудно почувствовать, что они “достучались” до ребенка с РАС.

В такие моменты способность к социальному взаимодействию с ребенком может нарушаться. Такие сценарии могут расстраивать родителей и учителей, потому что им не хватает того, что называется “совместным вниманием” со стороны ребенка.

Совместное внимание относится к молчаливому или вербальному общению, которое происходит между людьми, когда они сосредоточены на определенном виде деятельности или объекте. Например, можно сказать, что родитель и ребенок, которые общаются, сосредоточившись на игрушке или игре, демонстрируют совместное внимание.

В последние годы было показано, что виртуальная реальность является особенно эффективным инструментом для укрепления навыков совместного внимания у детей с РАС. Поскольку родитель или учитель может видеть тот же “объект” или сценарий, что и ребенок, в режиме реального времени с помощью виртуальной визуализации и технологий, виртуальная реальность может стать веселым и увлекательным способом для детей с аутизмом узнать о важности совместного общения.

Хотя лечение аутизма в виртуальной реальности все еще является развивающейся областью, оно, по-видимому, обладает большим потенциалом для того, чтобы дать детям с РАС шанс по-настоящему общаться с другими людьми и приобрести новые социальные навыки.

Помочь ребенку с аутизмом не всегда легко, но правда в том, что помощь ребенку с РАС в полной реализации его потенциала может стать глубоко полезным и значимым опытом для всех участников. Воистину, это и есть жизнь в ее лучшем проявлении!