С лингвистической точки зрения английский правит миром. По оценкам, на нем говорят 1,5 миллиарда человек – 375 миллионов из них являются родными – и на нем говорят в более чем 100 странах.
На протяжении последних 400 лет эмодзи неуклонно распространялись по всему миру наряду с распространением глобального бизнеса, политики и культуры. Даже в нашу эпоху политической неопределенности английский продолжает доминировать в наших общих глобальных пространствах: бизнесе, культуре, дипломатии и, в значительной степени, в Интернете. Чтобы принять участие в нашем глобализированном мире в 21 веке, нужно хотя бы немного говорить по-английски.
Но будет ли будущее похоже на прошлое? Английский станет еще более доминирующим, вытеснив другие языки? Или мы все вернемся к нашим родным языкам и будем просто использовать машинные переводчики для общения, оставив английский отмирать как глобальный лингва франка (общий язык, принятый носителями разных языков)? Или – возможно, в самом мрачном сценарии для тех из нас, кто дорожит письменным словом, – будущее будет состоять исключительно из эмодзи?
Корни власти
Лингвист Дэвид Кристал однажды заметил, что “развитие языка является прямым отражением силы тех, кто на нем говорит”. Движимый колониальными завоеваниями в имперскую эпоху – к началу 20 века Британская империя контролировала четверть земного шара и большую часть мировой торговли – и лавинообразным ростом американского бизнеса, политической власти и популярной культуры в последующем столетии, английский стал общим языком для мира, который с головокружительной скоростью становился все более взаимосвязанным.
Даже в странах, особенно в странах со сложным этническим и лингвистическим ландшафтом, английский стал нейтральным, хотя и не всегда популярным, средством общения. В Нигерии, где говорят более чем на 500 языках, английский объединил нацию и сохранил свои позиции, будучи “одинаково ненавидимым всеми”.
Уникальный рецепт успеха
Но корни его могущества лежат не только в истории. Развитие английского языка, действительно, его уникальность и неповторимая привлекательность как языка, во многом основывались на его способности заимствовать из других языков, адаптироваться к местным условиям и оставаться гибким перед лицом изменений.
По мере распространения по всему миру английский впитывал новые слова – сначала из немецкого, французского и викингов, – а позже из культур, с которыми он соприкасался на протяжении колониального и послевоенного периода. В процессе работы он накопил огромный словарный запас, оцениваемый в 750 000 слов, который является впечатляюще мультикультурным.
Он также успешно вписался в местную культуру и местные языки. По оценкам, сегодня в мире существует 60-70 “английских языков”, при этом синглиш (сингапурский английский) и спанглиш (испанский с примесью английского) прочно вошли в повседневную жизнь миллионов людей. В таких странах, как Ямайка, английский стал настолько локализованным, что почти превратился в свой собственный язык: ямайский патуа – креольский язык, основанный на английском, – включает 15 000 местных слов и в значительной степени непонятен носителям “стандартного” английского.
Язык, который принадлежит всем нам
Эта способность впитывать и ассимилировать, сохраняя при этом единую основу, понятную всем, сделала английский язык уникальным для глобального доминирования. И действительно, огромное количество носителей – до миллиарда человек говорят на нем как на втором, третьем или даже четвертом языке – дало огромной части человечества чувство сопричастности к нему. Это стал поистине глобальным языком, который больше не принадлежит только его носителям; он принадлежит всем нам.
Но что происходит, когда язык больше не принадлежит тем, кто им овладел? Согласно одной из точек зрения, процесс фрагментации и эрозии может привести к тому, что язык потеряет свою суть и в конечном итоге превратится в группу связанных, но взаимно непонятных языков. Это кажется маловероятным – в случае с английским языком просто слишком много факторов, которые работают в противоположном направлении.
Аргументы в пользу культуры
С лингвистическим доминированием английского языка тесно связана глобальная культура, основанная в основном на английском языке – от популярных комедийных шоу до блокбастеров Netflix и онлайн-мемов. Поскольку очень много людей хотя бы немного говорят по-английски, существует относительно низкий барьер для вхождения в культуру, которая с этим связана; культуру, с которой огромное количество молодых людей по всему миру сталкиваются каждый божий день со своих телефонов. Эта культура общая, как и язык, лежащий в ее основе; он должен оставаться понятным для всех, чтобы оставаться родственным.
Также маловероятно, что эта глобальная культура в ближайшее время переключится на другой широко распространенный язык, такой как китайский: хотя на нем говорят 1,39 миллиарда человек, барьеры для знакомства с китайским языком – или даже его культурой – остаются слишком высокими для большинства.
Аргументы в пользу простоты
Этот низкий барьер для входа имел еще один интересный эффект: хотя английский стал более фрагментированным по мере распространения по всему миру, он также стал проще в устах тех, кто говорит на нем как на втором, третьем или даже четвертом языке.
Английский может быть очень сложным языком для овладения, и из-за его популярности более простые формы стали широко понятны и приняты, особенно в устном и онлайн-общении. Лингвист Джон Макуортер отмечает, что “когда многие взрослые изучают язык несовершенно, они обходятся без […] сложных элементов грамматики”. Исследование 2010 года, проведенное Гэри Лупьяном и Риком Дейлом, показало, что большие языки на самом деле проще, особенно если вы посмотрите на их грамматику. И по мере того, как они становятся проще – особенно в популярном использовании – они становятся еще доступнее.
Стоит отметить еще один фактор: по мере того, как все больше и больше нашего общения перемещается в онлайн и разговорную сферу – мы будем говорить с машинами будущего, а не писать им — простота становится еще более очевидной. По мере того, как важность более формального письменного английского уменьшается, менее формальные формы становятся более важными, подпитывая цикл положительных отзывов, который делает английский таким привлекательным и популярным как язык во всем мире.